Майк Стайн — математик, статист и экономист, трудящийся над получением докторской степени в области прикладной теории вероятностей. Последние восемь лет своей жизни, несмотря на очную форму обучения и необходимость проведения различных научных исследований, Майк находит время не только для занятий покером, но и на составление крайне интересных заметок. В 2011 году, когда его личная страничка на quantitativepoker.com только создавалась, он написал:
«Хоть мне и нравится тешить себя мыслью, будто когда-нибудь я напишу книгу о покере, я не думаю, что смог бы предложить какие-то стратегические новинки прямо сейчас. И в то же время идеи, которые бы я хотел изложить, слишком разнообразны и вряд ли будут оценены по достоинству основной массой игроков. Тем не менее, мои идеи имеют потенциал превратиться в пару десятков небезынтересных записей, поэтому я и завожу этот блог».
Помимо прочих увлекательных исследований, в конце 2012-го господин Стайн отметился впечатляющим теоритическим трудом на тему, пожалуй, одного из самого злободневного вопроса в области всеми любимой карточной игры: и все же покер это мастерство или удача?
* * *
Мастерство или удача – что преобладает в покере? Большинство попыток установить истину в этом, безусловно, популярном вопросе, так и не были реализованы по причине его частой оторванности от контекста или исключению из него важных составляющих. А тем временем поиск заветного ответа для сегодняшней индустрии – задача первоочередной важности.
В частности, я имею в виду правительства различных стран, которые никак не желают принимать покер в качестве соревновательной стратегической дисциплины, фундаментально отличной от аналогов рулетки. Кроме этого, существует и множество других социальных институтов, где правильное отношение к покеру способствовало бы снятию с него презрительных взглядов общественности. Гонения покера на этом не заканчиваются, хотя, должно быть, вы и сами знаете, как именно выглядит расстановка сил.
Что ж, давайте разберёмся – как и почему покер зачастую приравнивают к «Однорукому бандиту»…
Было бы интеллектуально несправедливо начинать наш разговор, предварительно не установив, что сама по себе фраза «преобладание мастерства над шансом», несмотря на регулярное употребление этой словесной конструкции применительно к покеру – формальное, или даже выдуманное определение. Ведь само значение «преобладания» (если мы говорим о науках наподобие математики, логики и экономики, откуда оно и пришло) не используется в том ключе, который мы частично или полностью могли бы применить к покеру, чтобы определить его принадлежность к азарту или мастерству.
Самая крупная логическая ошибка в идее применения преобладания к покеру состоит в том, что люди думают, будто существует некая прямая, по одну сторону которой находятся игры мастерства, а по другую – азартные развлечения. В рамках этой ошибочной теории мы в силах предполагать, что все существующие игры могут быть отсортированы и размещены по порядку – от самой азартной до самой интеллектуальной, или наоборот. Идя на поводу этой «дырявой» теории игроки и другие представители сообщества любителей покера всё время пытаются придумать какие-то оправдательные контраргументы, вроде: «Покер это 90% мастерства и 10% удачи», в соответствии с которыми мастерство и удача, в совокупности, почему-то должны давать 100%. Но это, очевидно, ошибочное деление – мастерство и удача это две независимые величины.
Мастерство и удача – не противоположные стороны бесконечности
Как вы понимаете, попытка определения преобладания между двумя разнородными элементами не имеет никакого смысла, так как между их количественными показателями не существует никакой связи. Превосходной аналогией, объясняющей нелепость такого сравнения, отметился небезызвестный профессиональный игрок и теоретик Айзек Хекстон. По его словам, попытка определения покера как игры преимущественно интеллектуальной, или преимущественно азартной – сродни попытке определения большого серого камня как объекта преимущественно большого, или преимущественно серого. Лишённая одного, чёткого контекста, поставленная задача просто не имеет смысла.
Разумеется, в поисках ответа на вопрос: «Что же такое покер?» — любая заинтересованная сторона сама додумает нужные детали, в число которых войдут неявные допущения или неофициальные аргументы, основанные на наблюдениях и оценках, которые казались наиболее значимыми для ответственного за дачу ответа. В результате, конечно же, важные данные будут варьироваться от ноля до бесконечности и единого мнения по этому вопросу так и не найдётся.
Но даже если бы противоборствующие стороны постарались, то они бы всё равно не смогли прийти к правильному ответу логическим путём. Ведь, как мы установили ранее, столкновение понятий «удача» и «мастерство» без каких-либо дополнительных параметров – ошибочно. Если мы вернёмся к иллюстрации с камнем, то получается, что камень обладает 666.666 оттенками серого при записи этого числа в шестнадцатеричном коде, но его масса составляет всего 50.000 килограмм. 666.666 больше, чем 50.000, а значит — рассматриваемый камень должен считаться «преимущественно серым», нежели большим. Переведите массу в граммы, измерьте оттенки в других системах исчисления, и вы погрязнете в нескончаемом круговороте нелогичных выводов, наподобие того, к которому мы пришли с вами только что.
Итак, мастерство и удача это две независимых переменных, таких же, как цвет и масса серого камня. Таким образом, возникает смысл в измерении этих переменных раздельно друг от друга, а это значит, что должны существовать игры незначительного мастерства и незначительной удачи (крестики-нолики), незначительного мастерства и значительной удачи (слоты), значительного мастерства и незначительной удачи (шахматы), а также значительного мастерства и значительной удачи (покер). При этом, добавление или вычитание удачи от той или иной игры никак не повлияет на составляющую её мастерства. Другими словами, добавив в руку игрока в покер дополнительные карты, мы усилим элемент случайности, но требования покера (как игры) к мастерству от этого меньше не станут.
Размещение игр на изображении носит иллюстративный и совершенно ненаучный характер
И, тем не менее, всё вышесказанное не значит, что каких-либо разумных способов сравнения удачи и мастерства друг с другом – не существует. Но чтобы вывести последовательную и рабочую формулу для подобного сравнения нам необходимо будет сделать ряд общих предположений и допущений о том, как именно эти два элемента могут взаимодействовать. С точки зрения формальной математической логики такой ряд допущений соответствовал бы функции, преобразующей мастерство и удачу как единый параметр.
Тот информационный максимум, который мы сможем извлечь о практически любой из существующих игр без указания подобной функции – лишь преобладание в ней того или иного элемента. То есть игра, в которой составляющая удачи каким-либо образом возрастает, в то время как мастерство в ней является константой, может позиционироваться как игра с преобладанием мастерства, и наоборот. Однако когда и удача, и мастерство возрастают обоюдно, рейтинг доминирующего элемента в такой игре будет полностью зависеть от решения той математической функции, которой, к сожалению, у нас нет.
Введение различных функций поможет расставить игры относительно доминирующего влияния в них мастерства или удачи.
Используя тезис, который мы установили по ходу этой заметки, я спешу повториться – мастерство не является отражением удачи, и наоборот. Соответственно, эти элементы не могут составлять единое целое, так что теперь вы знаете что делать, когда в следующий раз вам предложат ответить на вопрос: «Покер это всё-таки 90% процентов мастерства или 90% удачи?».
К следующей части (2): Конечные результаты игр →
Источник: http://www.pokeroff.ru
Комментарии