Q: Когда-то давно, с переменным успехом, я следил за твоим первым блогом, а потом ты создал второй. В итоге я и его продолжил читать…
E: Спасибо, спасибо…
Q: Спасибо тебе, что не забрасываешь такое нелегкое дело, на протяжении сотен страниц.
E: Я пытался забросить, и сейчас пишу намного меньше, чем раньше. Но окончательно завязать с этим просто невозможно.
Q: И это отлично. Подвожу к тому, что сентябре ты писал о своих целях: успешно запустить новый бизнес, сменить страну проживания и окончательно перестать профессионально играть в покер. И вот недавно, на странице номер 86 твоего блога, ты сообщил – чем именно ты занимался на протяжении последнего времени. Это и было то, что ты хотел сделать, говоря о целях месяц назад?
E: Да, собственно это я и имел ввиду. Кстати, где-то в конце той самой темы я написал, что это был непростой месяц. Говоря, что я планирую закончить с покером, я хотел сделать так, чтобы игра в покер перестала быть единственным и определяющим источником дохода. Я должен был создать что-то, что позволило бы мне не играть и продолжать зарабатывать какие-то сопоставимые суммы денег.
Q: Известно, что до этого ты уже разыскивал различные способы стороннего заработка, вроде интернет-трейдинга.
E: Ну… да. Там я пребывал и до сих пор пребываю в качестве полнейшей рыбы, но времени было потрачено просто куча. Чтение литературы, форумов, демо-счета, копеечные реальные счета, множество семинаров, знакомство с толпами единомышленников… все это меня убедило в одном: биржа это может и хорошо, но хорошо это только для владельцев семизначных сумм денег.
Интернет покер, например, это отличное место для инвестиций размером от $100 до $100k. Суммы превышающие $100k – затрудняют эффективное обращение, в первую очередь потому, что такое количество денег вынуждает игрока принимать участие в играх $10/$20, например, где риск финансовых потерь ощутимо возрастает. В этом плане у биржи есть неоспоримое преимущество перед покером – не важно, сколько у тебя денег, потому что любая сумма может быть одинаково, или почти одинаково, выгодно инвестирована. Я об этом так же писал в блоге: среднестатистический трейдер имеет что-то около 20%~25% годовых. Конечно, у людей случаются апстрики, бывает, что скилл зашкаливает, но так или иначе, чтобы прийти к подобным результатам, нужны годы. В общем, я понял, что пока у меня нет ста миллионов, особого смысла заниматься биржей – нет.
Q: И поэтому ты решил купить покерный клуб, заработать там сто миллионов, а затем уже – вернуться на биржу?
E: Да, примерно так По отношению к тем вложениям, которые я могу сделать сейчас, покерный клуб – просто на порядок рентабельней, чем биржа. А вообще довольно долго… хотя по меркам бизнеса это может вовсе не долго… в общем, где-то на протяжении года я искал пути эффективного вложения имеющихся у меня средств. Много всего перепробовал, разные виды маленького и среднего бизнеса, с разными людьми, но все это не подходило для меня. А вот сейчас я нашел, как мне кажется, достаточно разумную возможность, и соответственно – сразу же занялся этим вопросом. Плюс – покерный клуб, это что-то, о чем я знаю все, и это гораздо проще, чем заниматься каким-то разведением рыбы, что я тоже опробовал на собственном опыте…
Q: Настоящей, живой рыбы?
E: Мы пытались с товарищем построить мини-завод по выращиванию рыбы в бассейне. Но производительность этого дела не очень объемная, разводить нужно было только дорогие всякие виды… осетровых, и так далее. И не смотря на то, что в покере – рыба, это источник богатства, разведение этой живности оказалось для меня неподходящим вариантом.
Q: Многие, кто инвестируют свои средства, в том числе и в покер, получают доход от имеющегося уже бизнеса. А в твоем случае, кажется, схема работает наоборот. Те наличные, которые ты превратил в свой текущий бизнес – достались тебе от покера?
E: Где-то около пяти последних лет мой доход измерялся только игрой в покер. Расходов, всяких дурацких, было куча, а доход рождался только благодаря покеру. До покера у меня был небольшой бизнес, но он давным-давно уже закрыт, поэтому вся наличка получена в процессе игры.
Q: Участники покерного коммьюнити, условно, разделены на два лагеря: в одном те, кто считает что покеру вот-вот придет конец, в противоположном – люди, не считающие, что наступят какие-то значительные перемены в этой области. И даже притом, что инвестиции на развитие и рекламу покера в страны СНГ только лишь начинают перетекать из, например, США, приверженцев «смерти покера» ощутимо больше. По-твоему, нас ожидает новый «бум» или наоборот?
E: Хотелось бы так думать. В этом вопросе необходимо рассматривать отдельно живую игру и игру в интернете, и понятное дело – с живой игрой в России большие проблемы просто потому, что она стала нелегальной. Мне проще говорить о живой игре, потому что там у меня намного больше дистанция. Лет 5-6 назад можно было прийти в любое московское казино, сесть за мидстейкс стол, 10/20, 25/50, и среди прочих, за этим столом сидело бы только 2 «профессионала». Профессионалами они назывались не потому, то хорошо играли, а потому что они чуть-чуть соображали и играли на порядок лучше всех остальных. Другие игроки просто не понимали – что именно они делают. Сейчас, например, я играю плохо, а тогда уровень моей игры был в десятки раз хуже, но я не помню, чтобы любая из недель для меня заканчивалась в минус. Просто невозможно было проиграть. А сейчас, куда бы ты не приехал, тебя будут поджидать достаточное количество местных регуляров, а найти игру, в которой просто так дарят деньги – почти невозможно.
А что касается онлайн, то присоединился к этому виду я около года назад и понятия не имею о каких-то фантастических играх в PartyPoker, поэтому мне трудно сравнивать что-то с тем, что имеем сегодня. Но я считаю, что хуже, чем сейчас, стать не должно. Единственный негатив, который может ожидать игроков, это повсеместный запрет покера на территориях различных стран.
Q: И в то же время ты покупаешь покерный клуб, естественно, с расчетом на привлечение клиентов?
E: Да, но я не загадываю, скажем, на 20 лет вперед. Если брать в расчет ситуацию на Кипре, если не случится каких-то политических катаклизмов, то несколько лет у меня точно есть, на период которых – не зависимо, что будет происходить в мире покера, игра в заведении будет. Мне не нужно несколько десятков лет деятельности там, потому что я бы хотел через год-два, вернуться обратно в Россию, чтобы заняться чем-то ещё. А тот бизнес, может быть, продам, а может – оставлю, чтобы работал и приносил дивиденды. Чем именно буду заниматься по возвращении, я не знаю. Хотя есть у меня одна практическая задача: купить остров и развить там игорную структуру, но до этого ещё далеко
Q: На форуме, чуть ниже аватары, у тебя нарисован некий золотой кубок…
E: Да-да, это, где-то год назад, был форумный HU турнир. Он для меня протекал достаточно тяжело: первую часть турнира я играл в одном месте, мы были где-то в гостях, но собирались отправиться ещё куда-то… в общем, наступил перерыв, мы понеслись по запланированному графику, и на какой-то матч я опаздывал. Тогда я попросил своего приятеля, чтобы тот поиграл за меня пару минут – просто потянул время. Когда мы прибыли в пункт «Б», мое выступление в том турнире продолжилось с минимальной концентрацией внимания, под свист и улюлюканье людей вокруг. Помню, что где-то ближе к финалу я покалечил Sleffa, в паре жестких сдач… короче, все хорошо сложилось. Примечательно, что это был второй турнир от форума, в котором я участвовал. Первый из них, давно это было, организовывал небезызвестный Миша «Gambler», и там я тоже остался победителем.
Q: Джастин «ZeeJustin» Бономо, в одном из интервью, говорил, что Даниель «Jungleman12» Кейтс имеет большое преимущество перед другими игроками в NLH только за счет того, что «умеет» играть только в Hold’em. По-твоему, может ли быть оправдана такая позиция по отношению к изучению дисциплин?
E: Я конечно знаю правила всех покерных игр, случалось, что во многих из них я принимал непосредственное участие, но как правило – получается это очень плохо. И единственное отличие моей ситуации с Jungleman это то, что я и в Texas Hold’em играю не очень хорошо А в остальном – у меня негативное отношение к сторонним играм: мне не нравится Омаха, и ещё меньше нравятся остальные дилер чойс игры, я не люблю limit и так далее. Не люблю и плохо умею играть, да и не пытался серьезно изучать их.
Но, с точки зрения эффективности – моя позиция неправильна: если есть возможность, желание и силы плотнее углубится в изучение различных дисциплин, то этим следует заняться. Однако мне, на протяжении всей моей игорной карьеры, знаний NLH хватало с головой. Если бы сейчас была игра, в пределах Москвы, то вероятнее всего пришлось бы подучить Омаху. Игроку, рано или поздно, приходится идти на компромисс: выбирать между усилением возможностей заработка и собственным комфортом. Всех денег не заработаешь, и я выбрал второе.
Q: Что думаешь о том, что сейчас звание профессионал, приобретают все больше и больше молодых игроков?
E: Все это результат популяризации. Если есть какая-то область, цена входа в которую, как раньше, так и сейчас – составляет пару сотен долларов, а дальше все будет зависеть от действий человека. При этом, эту пару сотен можно превратить в пару миллионов, очевидно, что в эту область начинают стекаться самые талантливые люди. Их становится все больше и больше, и в конечном итоге кто-то из них вырывается наверх. Все это абсолютно логично, и странно, что так долго продержалась настолько низкая конкуренция на этом поприще.
Если отбросить романтику, далекую перспективу и мечты о месте в истории, то для думающего молодого человека, перед которым стоит выбор – получить диплом и сделать карьеру, на что требуется семь-восемь лет, чтобы зарабатывать $50,000 в год или потратить год-полтора на изучение покера и зарабатывать $150,000, то выбор очевиден.
Q: Но ты не считаешь, что покер – это плохо?
E: Я считаю, что покер – это плохо. Но это как раз вопрос той самой романтики и далекой перспективы, и если эти факторы учитывать, то покер это действительно плохо. По крайней мере – плохо, если это на всю жизнь. Вообще, «покер – плохо» по довольно очевидным причинам: это ничего не созидающая деятельность, простой обмен личного времени на какой-то денежный эквивалент. Предположим, зарабатывает игрок $100 в час, следовательно, ему нужно сжечь 10 часов, чтобы получить $1,000. При этом он ничего не произвел, не изучил и не исследовал. Можно утверждать, что этот человек развился как личность, технически, но на деле – это очень условно и ограниченно. Соответственно, единственное направление покера – получение денег.
Естественно, могут быть такие люди, которые занимаются покером на протяжении 5 часов в день, например, а все остальное время – дышат полноценной творческой жизнью. Но среди моих знакомых таких людей нет… если человек носит звание профессионал, то он вовлечен во всю эту деятельность, регулярно думает об этом и у него не остается, ни времени, ни сил на что-то серьезное. Поэтому, покер – плохо. Он совершенно асоциальное, бессмысленное действие. До тех пор, пока суммы, приносимые этим видом деятельности способны перекрыть этот его существенный недостаток, то игра продолжается. Если зарабатываемой суммы – недостаточно, то наверное, нужно бросать. Все мои друзья и знакомые, которые меня спрашивают о покере, всем из них я советую не связываться с этим. Покер был бы прекрасным решением для большого количества людей, но не для каждого.
Q: Один из влиятельных российских интернет профессионалов, в своем блоге, написал что-то вроде: «Покер это настолько простое и эффективное решение, что если бы я сейчас не занимался им так активно, то непременно бы занялся прямо сейчас». Мы можем предполагать, что это человек определенно точно знает о негативных сторонах покера, о которых ты говорил только что, но, тем не менее, в буквальном смысле слова – он советует начинать играть в покер…
E: Дело как раз в величине заработка. Подобного толка игроки получают от покера достаточно, чтобы с запасом окупить все его негативные стороны. Для них невозможно найти ничего даже приблизительно сопоставимого по уровню дохода и столь же доступного в данный момент и поэтому рождаются подобные высказывания. Если люди, о которых мы говорим, зарабатывали бы $500 в месяц, то вряд ли покер для них был бы настолко «простым и эффективным решением», как они утверждают.
Q: Получается, что если человек решил начать играть в покер с нуля – шансов оказаться успешным, с учетом сегодняшней динамики развития индустрии, у него нет?
E: Это совершенно не так. При правильном подходе и достаточной доле дисциплины, сегодня, точно так же как и раньше, можно пройти путь подъема по лимитам. Неизвестно только – где нового игрока ожидает его «потолок», потому что очевидно, у каждого он разный. С другой стороны я уже опытный игрок, и моя оценка может быть несколько предвзятой, но мое мнение таково, что подняться до мидстейкс и зарабатывать 5-6-7-10 тысяч долларов в месяц, это вполне выполнимая задача на сегодняшний день. Но ещё раз – этот путь не для всех. Необходимо обладать достаточным количеством характеристик: твердым характером, дисциплиной, умением борьбы с тильтом и так далее. Вот, что сложно, а вовсе не игра. Объемы работы над собой были большими раньше, сохранившимися и сейчас.
Q: Вспомним про твою недавнюю победу в Full Tilt. Ты себя считаешь турнирным или кэш игроком?
E: Определенно – склоняюсь в сторону кэша.
Q: Но ты согласен, что даже у регулярных участников турниров, заносы, подобные твоему, случаются достаточно редко?
E: Ну, справедливости ради отметим, что у меня они тоже не каждый день случаются За время своей деятельности за покерными столами я сыграл достаточно много турниров, но с неправильным отношением. Наибольшее их количество отыгрывалось по схеме: приезжаю из клуба, на взводе – адреналин бушует внутри, но чаще всего просто уставши… запускаю Full Tilt, регистрируюсь в паре-тройке турниров по ~$20 и использую их как снотворное. Доигрываю до первого или второго перерыва и засыпаю. Не то, чтобы я хотел сейчас сказать — мне наконец-то удалось взять себя в руки и вот он результат, потому что в том массивном заносе, о котором мы говорим, лишь крохотная доля моей заслуги. Да, какое-то движение в сторону улучшения своей турнирной игры я сделал, но очевидно – не это ключевой фактор моей победы.
Q: Еженедельные турниры, как правило, собирают непростую публику. Были какие-то особо опасные оппоненты или ещё какие-то затруднения по ходу игры?
E: Когда я говорю, что плохо играю турниры, это не означает, что я совсем их не умею играть. Естественно, справляюсь я эффективней любого среднестатистического фиша. Мне не совсем известны никнеймы всех знаменитых деятелей турнирного покера, но в тот момент, когда в игре оставалось человек двадцать, среди них я видел только двух-трех действительно стоящих игроков. У одного из тяжелых оппонентов был небольшой стек и он вылетел в районе 15-го места. Ещё один парень, который доставлял массу проблем, оставил меня в покое, после того как в одной из сдач я выиграл у него много фишек. За финальным столом большую часть работы сделали за меня и в этом тоже есть доля везения: было очевидно, что среди оставшихся за столом людей – я один из фаворитов.
Q: Какое место среди прочих заслуг за покерными займет это достижение?
E: Скажем так – за раз столько денег я не выигрывал никогда. До этого случая, как-то раз, я выиграл достаточно крупный турнир на PokerStars… что-то вроде $84k получил. Но если говорить о значимости нынешней победы, то поскольку это не является качественно новым уровнем для меня, а скорее просто случайность, то я и оцениваю это как случайность. Отлично, что это произошло, постараюсь достичь такого результата ещё раз, но в высокой оценке этого события – совершенно нет смысла…
Q: Спасибо, что нашел время для этого интервью и спасибо, что продолжаешь радовать читателей новыми записями в своем дневнике!
E: See u, gl
Источник: http://www.pokeroff.ru
Комментарии