Дэйв «F-Train» Бер – Нью-Йоркер, свободный журналист, турнирный репортёр и (как он называет себя сам) алчный игрок. Как и многие могущественные информаторы зарубежного мира покера, Дэйв избрал для себя путь «честной журналистики» и сыграл не последнюю роль в расследованиях деятельности FullTilt Poker в худшие времена этой компании. Сегодня F-Train готов поделиться большой заметкой, в рамках которой он пытается найти ответ на вопрос «Какую роль в истории падения FTP сыграл Рэй Битар на самом деле?».
От автора: «Следующий текст это собрание интервью и разговоров при участии людей лично знакомых с Генеральным директором FullTilt Poker, Рэем Битаром. Несмотря на то, что личности героев пришлось скрыть – приведённые рассказы являются подлинными историями. Умаление достоинств господина Битара – не есть цель данной заметки, потому как для её создания мною несколько раз предпринимались попытки поиска граждан, которые бы относились к герою рассказа положительно. Такие люди, однако, отказывались от дачи интервью или просто игнорировали просьбы поделиться информацией».
Действующие лица
• Питер – бывший FTP Pro;
• Дэйв – бывший маркетолог FTP;
• Рик – глава покер СМИ;
• Барт – бывший менеджер цифровых ресурсов FTP;
• Джеймс – бывший технолог FTP;
• Стэйси – бывший деловой партнёр FTP;
• Брайан – бывший FTP Pro;
• Тим – разработчик проектов деловой индустрии;
• Альберт – бывший администратор FTP.
Пролог
На протяжении нескольких лет Рэй Битар нёс ответственность за благополучие FullTilt Poker, некогда второго по численности клиентов интернет покер рума в мире. Плодом усилий Рэя стало увеличение ежегодной прибыли площадки в сотни миллионов американских долларов, но вскоре этот человек занял одно из ключевых мест среди виновников возникновения дня, известного как Чёрная пятница. В этой связи, фигурирующая в названии заметки формулировка «взлёт и падение» может быть применена равносильно как к мистеру Битару, так и к Full Tilt.
По многочисленным заявлениям рядовых служащих компании, лишь немногие представители их частной финансовой организации имели возможность познакомиться со своим боссом лично. Говорят, что глава FTP был очень частной персоной: всегда общался лишь в узком кругу друзей, не состоял в браке и не воспитывал собственных детей… хотя, быть может, ребёнком Рэя Битара был Full Tilt?
День, когда Рэй встретил Иисуса
Питер: не уверен, как именно познакомились Битар и Фергюсон. Кажется, они оба работали в имущественной фондовой торговой фирме Боба Брайта. Рэй точно там работал.
Дэйв: Рэй Битар занялся торговлей ценных бумаг ещё в старшей школе.
Рик: за последние несколько лет об истории FullTilt Poker я говорил с очень многими людьми, пытаясь определить – где всё началось, и как именно собрался управленческий костяк рума. Одна из историй гласит, что Рэй и Крис [Фергюсон] встретились в Bicycle Casino, Лос-Анджелес, в начале 90-ых, и мистер Битар был немедленно увлечён знакомством с одним из своих кумиров. Существует, впрочем, и другая история, где в один прекрасный день Крис переступил порог фирмы Боба Брайта с желанием срочно инвестировать, в ходе чего и подружился с Рэем. В самой популярной, третьей версии о встрече указанных персонажей, их знакомство случилось на заре развития покера, незадолго после победы Криса Фергюсона в Чемпионате Мира по NLH (2000-ый год).
Барт: Рей и Крис встретились незадолго до Главного турнира WSOP 2000. Насколько мне известно, герои познакомились за игрой в покер. Друг с другом их связывало взаимное желание овладеть знаниями областей, в которых работал каждый из них: Рэй хотел научиться играть в покер, а Крис – торговать акциями. Собственно, этим они и занимались всё время. Судя по всему, их отношения были построены как раз на этой взаимопомощи.
Дэйв: мало кто знает, но от той победы Криса с 2000-ом году, Рэй получил 30% ($500k от $1,5m).
Начало чего-то большого
Покер «взрывал» в 2003-04 годах. Именно тогда группа профессиональных игроков, во главе с Крисом Фергюсоном, инвестировала деньги в компанию, которая, в последствие, и вревратилась в старый добрый FullTilt Poker. К сотрудничеству в управлении новым проектом Крис пригласил двух своих лучших деловых партнёров: адвоката Йена Ирмича и брокера Рэя Битара. Спустя очень небольшой период времени мистер Битар занял официальную позицию рулевого компании. В ранней истории своего существования Full Tilt создавал впечатление «Дикого Запада» интернет покера и вёл политику рядового «доткома», однако благодаря заботливым рукам своих непосредственных боссов, Криса и Рэя, рум стал возвышаться над конкурентами. Очень быстро.
Рик: если мне не изменяет память, дело было в начале 2003-го. Крис получал различные деловые предложения от каждого сайта на игорную тематику – все хотели, чтобы звезда покера надела на себя их фирменную одежду с логотипами или того больше, стала их официальным представителем. Это и не удивительно, ведь на тот момент мистер Фергюсон был одним из пяти-шести самых узнаваемых лиц в индустрии. Но вопреки желаниям локальных бизнесменов, Крис решил разработать собственный бизнес-план. «Иисус» пошёл по очень простому пути: стал переговаривать с каждым из представителей сайтов, где для него готовилось какое-то специальное предложение, с целью определения расценок и других тонкостей подобных сделок. И в результате, собрав все необходимые данные, сам занялся привлечением игроков. На тот момент – Крис, Йен и Рэй уже были закадычными друзьями, поэтому не остаётся сомнений, что они принимали участие в процессе сбора данных. Другими словами, Рэй Битар стал частью «команды» задолго до фактического создания FTP.
Дэйв: моя первая встреча с Рэем Битаром состоялась, кажется, в первой половине 2004 года. Тогда я делал репортаж о компании, которая запустила свой собственный покер рум и одним из известных об этой компании фактов для меня, было то, что в её создании непосредственное участие принимал сам Крис Фергюсон. Один мой приятель получил работу в новоиспечённом руме, в свете чего стал приглашать и меня – он знал, что я играю в покер и постоянно говорил о преимуществах компании под началом легендарного игрока.
Таким образом, направившись на собеседование, я лично впервые встретился с господином Битаром: низкорослым, толстым парнем, с виду похожим на иранца. Помню его толстые пальцы: когда мы обменивались рукопожатием, я ещё подумал «Он точно не сможет надеть кольцо». Мы поговорили немного, и в комнату вошёл ещё один человек, который начал расспрашивать меня о всяких вещах, связанных с покером. Вопросы были разными – как разыграть ту или иную руку… и так далее. В итоге, Битар произнёс: «Что ж, я могу принять тебя на испытательный срок в 2 месяца, с оплатой $14 в час, но больше ничего обещать не могу». «Ok, — сказал я, — в настоящий момент у меня нет постоянного места работы, поэтому я бы смог приступить после выходных, когда снова вернусь в город». На этом беседа завершилась. После выходных мне никто так и не перезвонил.
Наконец, я решил сам позвонить в офис. Человек, который ответил на мой звонок – был сам Рэй (можете представить, насколько мала была компания в те дни). Я говорю: «Здравствуйте. Вы помните, несколько дней назад я проходил у вас собеседование. В общем, просто хотел узнать – вы всё ещё заинтересованы в найме меня для выполнения вашей работы?». А он: «Да, вы можете начать прямо с завтрашнего дня?». Вот так я и получил своё место в Full Tilt и с того момента я без выходных проработал на компанию почти четыре года. Моё рабочее время оплачивалось в $14/час, но уже в первый месяц я наработал столько дополнительных часов, что почти утроил первоначальный оклад и в результате получил зарплату в $50k, вместо ожидаемых ~$4k. После этого моя получка только увеличивалась и увеличивалась…
Джеймс: Рэй Битар никогда не был особенно впечатляющим боссом. На фоне Говарда Ледерера, исполняющего обязанности президента Tiltware, было очень тяжело сказать, что Рэй – генеральный директор FTP. Большинство людей предполагало, что Говард присматривает за Рэем, который, в свою очередь, исполняет все прямые приказы первого. Такое мнение подчинённых не было выдумано ими просто так: мистер Битар никогда не принимал никаких решений, каким бы тривиальными они ни были, без одобрения и соучастия Ледерера. В результате такого расклада Говард был не только более осведомлён в делах FTP, чем генеральный директор этого рума, но и лучше разбирался в его программном обеспечении, технологии работы и других связанных деталях.
Дэйв: в начале 2004-го в FullTilt работало всего около 12 или 13 человек. Компания была такой же большой как кухня, где мы сейчас сидим, при этом каждый работник имел своё небольшое рабочее место, где справлялся с повседневной рутиной. Рэй Битар нёс ответственность за управление финансами: в его юрисдикции были все денежные переводы – ручные или электронные, между клиентами или платёжными процессорами. Он также отвечал на электронную почту, и как вы имеете честь наблюдать сегодня – был всё также безграмотен.
Своё место в FullTilt Poker он получил в 31 или 32 года. До этого момента, с 17-и лет, он занимался только торговлей на бирже, поэтому очевидно – опыта управляющего у него не было вообще. Поэтому некоторую часть его работы брал на себя именно я. Иногда, например, мне приходилось увольнять людей, которые не хотели справляться со своими обязанностями. В общем, поначалу Рэй не мог сказать: «Хорошую ли работу вы сделали или не принесли компании ни цента — сейчас вам пора собрать свои вещи и пойти домой», – и до того, как всё круто изменилось, он был простым счетоводом.
Барт: в свой первый рабочий день в офис Full Tilt, который тогда ещё располагался в Лос-Анджелесе, я пришёл, когда здесь уже находилось около 50 сотрудников. Обычные работники компании занимали два этажа арендованного под рабочие кабинеты здания, офис Рэя и большинства обслуживающего персонала находился на 7-ом этаже, а рекламный отдел занял третий.
Шёл мой самый первый час работы, как вдруг наш отдел вызвали на совещание по Акциям рума – в итоге собрание превратилось в пятичасовую дискуссию в офисе мистера Битара. В тот момент в помещении находилось 15-20 человек, среди которых присутствовали: Битар, Ледерер, кажется был Фергюсон, Рейф Фурст, Генри Вассерман и Боб Вульф. В общем главы маркетингового отдела и почти все высокопоставленные члены компании. Обсуждение велось вокруг Мировой Серии Покера: на дворе стоял 2005-ый год, время, когда должен был состояться первый WSOP после открытия столов для игры на реальные деньги в Full Tilt.
В рамках этого собрания обсуждалась акция «Main Event Mania». Вкратце – FTP проводил серию сателлитов на Главный Турнир WSOP’05, победитель которого получил бы пакет стоимостью в $12k. «Если победитель дойдёт до финального стола, то мы дадим ему ещё $100k», — предложил кто-то, и активное обсуждение такого хода длилось несколько минут. Шквал комментариев прервал голос Говарда Ледерера: «Нет, этого мало. Пообещаем дать $1 миллион – это хорошее, достаточно большое, круглое число». Гул сидящих в офисе людей возобновился ещё на 15 секунд, пока его не прервал Рейф Фурст: «А как насчёт $10 миллионов?». «Точно, $10 миллионов», — согласились присутствующие. После определения суммы приза для победителя беседа переключилась на вопрос финансовых гарантий акции. Решение было простым: «Мы не будет гарантировать мгновенных выплат, а станем рассчитываться с победителем, если таковой найдётся, по $1 миллиону в год».
Вот так просто родилась акция с потенциальным призовым фондом больше $10 миллионов. За одну минуту они взвинтили её первоначальную стоимость в 100 раз, а ведь это был мой первый рабочий день! Тогда я сидел и думал: «Эти ребята играют с огнём», – ведь FullTilt Poker был всё ещё довольно маленьким сайтом… он даже не входил в топ-10 мировой статистики, насколько я помню. Чего уж там – наша база клиентов не насчитывала даже 10 тысяч игроков, поэтому выплатить даже $1 миллион было бы очень существенной тратой для компании, по крайней мере – в первый год её существования.
Спустя неделю после этого беспощадного, в своей глупости, заседания – акция была готова к реализации. Маркетинговый отдел объединил усилия и способствовал созданию всех нужных элементов для последующей рекламы нашей $10-миллионной акции. Распространение информации о щедрых сателлитах началось за две или три недели до начала целевого турнира и в результате – акция прошла более чем успешно. За время раздачи пакетов база FullTilt Poker прибавила более чем 1,100 клиентов, что помогло руму заявить о себе на мировой арене интернет покера.
Джеймс: сам я пришёл в этот бизнес из мира доткомов, поэтому, обладая соответствующими знаниями, я классифицировал Full Tilt для себя и своих друзей как: «обычный дотком, только с деньгами здесь обращаются через задницу». Такое мнение у меня сформировалось из-за абсолютного отсутствующего уважения к деньгам внутри компании: я лично наблюдал все эти заказные обеды, спонсорские подарки и бонусы к заработным платам. Всё складывалось именно так потому, что Говард был игроком и привык вести себя как мажор и большой гэмблер, раскидываясь наличкой налево и направо, в то время как генеральный директор рума – Рэй Битар, делал всё, что ему скажет мистер Ледерер. Все мы слышали о вещах вроде $50k счетов за один ужин, целью которого было проявление внимания к руководителям FTP… ну и всё в таком духе.
Дейв: в конце 2005-го в офисах Full Tilt было ох*енно весело. Каждый день начинался с вопроса вроде: «Насколько больше прибыли мы можем получить от наших клиентов?». То есть, я помню дни, когда на нашем сайте сидела пара сотен игроков на реальные деньги, и рейк при этом составлял X. Через две недели этот X уже был умножен на три… в общем – он просто возрастал экспоненциально, причём довольно быстро. Вы застали времена, когда PartyPoker начал расти, и программное обеспечение этого рума постоянно сбоило из-за невозможности выдержать наплыва пользователей? Так вот, у FTP подобных проблем не было, поэтому каждый крэш софта PartyPoker означал для нас неизбежную прибавку в количестве новых игроков. Это было удивительно…
Продолжение следует…
Источник: http://www.pokeroff.ru
Комментарии